Главная | Жизнь | Судьба | Учение | Мысли | Труды | Портреты | Афоризмы | Контакты 

     

 

Жизнь

  • Французский философ, математик, физик, физиолог, методолог науки;
  • родился в городке Лаэ французской провинции Турень;
  • происходил из древнего, некогда процветавшего дворянского рода;
  • имел брата Пьера и сестру Жанну;
  • латинизированное имя — Картезий;
  • с весны 1606 года отец отправил Декарта в иезуитский коллеж в городе Ла-Флеш провинции Анжу:
    /Учебная программа первых пяти лет обучения в Ла-Флеш включала латинский язык и литературу, греческий и итальянский языки, поэзию и риторику. Следующие три года предназначались для освоения курса философии. В этот курс входили логика, физика, математика, этика и метафизика. Коллеж Ла-Флеш принадлежал к числу учебных заведений, открытых в разных городах Франции католическим орденом иезуитов. Этот орден, снискавший в истории мрачную славу политическими интригами, пользовался в свое время покровительством короля Генриха IV. Изгнанные ранее из страны, иезуиты были призваны обратно и, опираясь на поддержку короля, стали играть значительную роль в жизни Франции. Особое внимание они уделяли организации просвещения, так как это давало возможность активно влиять на общественное сознание. Им удалось добиться несомненных успехов. Иезуитские коллежи вскоре заслужили европейскую славу постановкой учебной работы. Из стен этих учебных заведений, в которых учащиеся получали первоклассное образование, вышли многие известные деятели науки и литературы Франции XVII в. Коллежу в Ла-Флеш Генрих IV оказывал особое покровительство. Он отдал в его распоряжение свой дворец и выделял значительные средства на его перестройку. Король завещал захоронить после смерти свое сердце в часовне коллежа, что и было выполнено в 1610 г., когда воспитанник Рене Декарт проходил пятый год обучения. Штат преподавателей в Ла-Флеш был подобран с большим вниманием, программа тщательно продумана. Поэтому Декарт имел основание впоследствии назвать учебное заведение, где провел восемь лет, одной из самых знаменитых школ в Европе. Ректор коллежа Э. Шарле, связанный с семьей Декарта отдаленным родством, оказывал мальчику предпочтительное внимание. Роль его как руководителя и друга была настолько велика, что много лет спустя, в 1645 г., Декарт обращался к нему со словами: «Вы, который для меня занимали место отца в период моей юности»./;
  • в 1618 году Декарт отправился в Голландию и вступил добровольцем в протестантскую армию, сражавшуюся против общего врага Франции и Голландии — испано-австрийских войск;
  • 10 ноября 1619 года. Этот день составил эпоху в духовной жизни Декарта, ибо он озарил сознание философа первой интуицией всеобщего метода наук — строгого, точного, непоколебимого, как математические истины:
    /Чтобы собрать необходимый опытный материал для закладки новой философской системы, Декарт в течение девяти последующих лет не занимался не чем иным, как скитался по свету, стараясь быть зрителем во всех разыгрывавшихся перед ним «комедиях». В то же время он углубленно изучал астрономию, математику, оптику, пытаясь выявить в различных науках общие черты./;
  • в 1625 году Декарт переехал в Париж, где познакомился с обществом ученых и особенно сблизился с Мареном Мерсенном, «человеком-журна лом», как его назовет последующая цивилизация:
    /Мерсенн (1588 — 1648) был выходцем из крестьянской семьи. Он учился сначала в коллеже города Мен, а затем в Ла-Флеш. В Париже Мерсенн изучал теологию, занимался преподаванием. Вступив в 1611 году во францисканский орден, Мерсенн провел 28 лет в монастыре миноритов в Париже. Он полностью посвятил себя науке, занимался механикой, математикой, оптикой, теорией музыки, сделал существенные открытия в акустике. Мерсенн стал центром кружка, который объединил виднейших ученых Франции. Постепенно он завязал дружеские отношения и начал переписываться также с учеными других стран. Научная переписка в то время играла важную роль — такую же, какую теперь играют периодические журналы по разным отраслям знаний. Журналов тогда еще не было, и ученые обменивались информацией в письмах, Мерсенн в течение многих лет посредничал между ними в этом обмене. Он ставил перед своими корреспондентами задачи, обсуждал в письмах их решения, инициировал научные дискуссии. Таким образом, он добивался, чтобы эти задачи решались коллективно. Поэтому Мерсенна называют «секретарем ученой Европы», который управлял развитием научных идей XVII столетия. Дружба Декарта с Мерсенном продолжалась долгие годы и имела для обоих большое значение. Декарт жил уединенно, и Мерсенн связывал его с другими учеными, сообщал о том, что происходит в научном мире. Если бы не настойчивость Мерсенна, многие труды Декарта, вероятно, остались бы неопубликованными./;
  • по характеру Декарт был человеком горячим, но умел сохранять самообладание даже во время споров;
  • жизнь Декарта была предельно размеренной. Он следовал своей привычке по утрам долго не подниматься с постели, отводя это время на размышления. Биограф А. Байе сообщает, что «часто Декарт проводил десять .часов, а иногда и двенадцать в постели». Однако «снисходительность, которую он проявлял к потребности своего тела, никогда не доходила до лени». Декарт работал много и подолгу. После полудня Рене отдыхал в саду или выходил на прогулку, беседовал с друзьями, а после шестнадцати часов начинал работу, которая длилась до ночи;
  • сформулировал одно из знаменитейших в мире познания положений — «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»);
  • Декарт пустил в научный оборот термин и идею эфира:
    /Новинка родилась как представление о своеобразном веществе, которое размещается в пространстве между телами, являясь проводником различных воздействий. Удаленные расстоянием тела не достают друг друга, чтобы как-то «общаться». Нужен посредник. На роль этого особого вещества был назначен эфир. «Гипотеза понравилась, началась ее эксплуатация. Одним из первых пустил ее в дело «враг гипотез» И. Ньютон. Вот его подлинные слова: «Предполагается, что существует некая эфирная среда, во многом имеющая то же строение, что и воздух, но значительно более разреженная, тонкая, упругая. Опытных подтверждений такому допущению никаких, одни спекуляции и фантазии. Однако, во избежание многословия и для более удобного представления, я буду иногда говорить об эфирной материи, причем в такой окраске смысла, будто бы я ее принял и верю в нее». И возникла приделикатнейшая ситуация. Понятию эфира в природе ничто не откликается. Более того, на ошибочном допущении строится ошибочная теория. Но вот парадокс: применение теории дает результат! Новым понятием воспользовался прежде всего сам И. Ньютон: создавая корпускулярную концепцию света, он погрузил светоносные частицы в эфир. Но и его соперник, французский физик О. Френель, выставляя конкурентную волновую гипотезу, также делал ставку на эфир, волны которого и несли у него свет. Эфирная эпопея достигла кульминации, когда появилась идея электромагнетизма. Распорядитель новых полей К. Максвелл объявил электромагнитные волны особыми натяжениями эфира. С ним, с эфиром, не захотели расстаться ни Г. Герц, ни Г. Лоренц. Но тому же Лоренцу, например, он был совсем не нужен и оставался у него в качестве неподвижной среды. Эфир проник на службу даже к А. Эйнштейну, хотя именно он и добил его, расчистив почву новым безэфирным представлениям. Так, будучи ложным, стало быть, бесполезным, более того, в известных отношениях — вредоносным (а вовсе не светоносным), понятие эфира работало, сохранялось и сохранилось».
    (А.К. Сухотин. «Превратности научных идей».)/;
  • Декарт первым из ученых строго и исчерпывающе объяснил явление радуги:
    / Радуга — столь замечательное чудо природы, и над ее причинами, до сих пор так мало известными, во все времена пристально задумывались пытливые умы, что мне трудно найти вопрос, на котором я лучше мог бы показать, каким образом при помощи применяемого мною метода можно прийти к знаниям, которыми не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем. «Уже задолго до Декарта было известно, что радуга возникает в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях, имеющих форму шара. Однако никто не мог дать исчерпывающего объяснения явления радуги, так как не был известен точный закон преломления. На основании этого закона Декарт разработал теорию радуги, которая после поправок Ньютона, уже учитывавшего дисперсию и дифракцию света, сохраняется в основных чертах до наших дней. Декарт исходил из следующего наблюдения: «Когда я принял во внимание, что радуга может появляться не только па небе, по также и в воздухе вблизи пас каждый раз, когда в нем находятся капли воды, освещенные солнцем, как это иногда можно видеть па опыте в фонтанах, мне было легко заключить, что она зависит от того, каким образом лучи света действуют на эти капли, а от них достигают нашего глаза; далее, зная, что эти капли шарообразны, как было доказано выше, и видя, что и при больших, и при малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом, я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность лучше ее рассмотреть. Для этого я наполнил водой большой стеклянный сосуд, вполне круглый и вполне прозрачный...»
    Явление радуги Декарта
    Рис.1
    Проведя эксперимент с этим сосудом, Декарт пришел к следующим выводам. Если солнце находится в области, обозначенной точками A и F, и если для наблюдателя, находящегося в E (рис. 1), линия зрения ED, проведенная в некоторой точке сосуда BCD, образует с направлением солнечных лучей FD угол, равный приблизительно 42°, то эта часть сосуда кажется наблюдателю ярко-красной; при уменьшении этого угла появляются последовательно другие цвета радуги. Если угол KEM равен примерно 52°, то часть сосуда К также представляется красной, но менее яркой; при некотором увеличении угла появляются другие, более слабые цвета, а при уменьшении или при большом увеличении окраска исчезает. Отсюда Декарт заключил: «Это было для меня явным доказательством того, что если весь воздух, находящийся в M, наполнен такими шариками или, на их месте, каплями воды, то в каждой из этих капель, — для которых линии, проведенные к глазу E, составят угол около 42 градусов с EM и которые я обозначаю через K, — должна появиться точка очень яркого красного цвета, и, поскольку мы обозреваем эти точки все вместе, отмечая места, где они находятся, лишь углом, под которым мы их видим, они должны представиться нам в виде неразрывного круга красного цвета. Точно так же должны существовать и точки S и T, для которых линии, проведенные из E, составляют с EM более острые углы и которые образуют круги более слабой окраски; в этом и состоит первая и главная радуга. Далее, если угол MEK составляет 52 градуса, то в каплях, обозначенных X, должен появиться красный круг, а в каплях, обозначенных Y, — круги более слабых цветов; они вызывают появление второй, побочной радуги, и наконец, во всех остальных каплях, обозначенных через U, не появится никаких цветов». Далее Декарт показывает, что основная радуга возникает благодаря лучам, достигающим глаза наблюдателя после одного отражения и одного преломления внутри капли воды, а вторичная — после двух отражений и двух преломлений. Остаются еще два вопроса, которые Декарт последовательно решает: о причине возникновения цветов и о том, почему наблюдаемый эффект получается при вполне определенном угле между падающими солнечными лучами и лучами, выходящими из сосуда. Ответ на первый вопрос он дает, исходя из своих представлений о строении материи. Отвечая на второй вопрос, Декарт проводит длинные численные расчеты, основываясь на законе преломления лучей».
    (Г.П. Матвиевская. Рене Декарт. М., 1987.)/;
  • в 1643 году Декарт вступает в переписку с принцессой Елизаветой, дочерью курфюрста Пфальца Фридриха V:
    /Принцесса Елизавета (1618 — 1680) вместе с семьей претерпела немало невзгод. Ее отец, возглавивший выступление Протестантской унии против армии Габсбургов, после поражения был вынужден бежать из своих владений и навсегда превратился в изгнанника, обладающего лишь номинально королевским титулом. После его смерти осталось девять малолетних детей. Из четырех его дочерей Елизавета была старшей. Надеясь восстановить былое благополучие семьи, она занималась политической деятельностью, но без особого успеха. В 1646 г. Елизавета навсегда покинула Голландию и переселилась в Германию. Впоследствии ушла в протестантский монастырь в Вестфалии, игуменьей которого была до смерти. Елизавета принадлежала к наиболее образованным людям своего времени. С детства она отличалась серьезностью и большими способностями. Она усердно изучала языки, литературу, философию и математику. Современники отмечали ее проницательный ум и скромность. Елизавета прониклась учением Декарта и поняла его как человека. Декарт с готовностью «врачевал ее душу», помогая разрешать сомнения, давал медицинские советы и делился с ней мыслями и взглядами. Из их переписки, не прерывавшейся до смерти Декарта, сохранилось пятьдесят девять писем. В них затрагивались вопросы философии и религии, психологии и морали, решались научные проблемы. При этом оба адресанта — католик и протестантка — проявляли редкую по тем временам широту взглядов. Принцессе Елизавете Декарт посвятил свое самое большое сочинение — «Начала философии»./;
  • в конце осени 1645 года через нового французского посланника в Швеции, друга Декарта Пьера Шаню, имя философа становится извес тно дочери Густава Адольфа, девятнадцатилетней королеве Христине. Их встреча не могла не состояться, что и случилось при переезде Декар та в Стокгольм в 1648 году:
    /Избыток молодой энергии; слишком мужское воспитание, полу?ченное ею от отца; смелая и опытная наездница, выдерживающая десять часов, не слезая с лошади; страстная любительница охоты; сильная, закаленная, отважная; она умеет повелевать; государствен?ный совет признает ее превосходство в осведомленности и умении вести дела государства; самостоятельная, решительная, настойчи?вая; интересующаяся нравственными и религиозно-философскими учениями — вот такой была юная северная владычица.
    Настроенная Шаню, Христина задалась выспросить у Декарта ответы на такие свои каверзы:
    — в чем состоит сущность любви?;
    — может ли из нашего естественного познания вытекать лю?бовь к Богу?;
    — что хуже: безмерная любовь или безмерная ненависть?/;
  • Декарт умер от простуды 11 февраля 1650 г. в четыре часа утра после семи дней жестокой лихорадки, безнадежного бреда и ускользавшего со знания:
    /Получив известие о его смерти от секретаря французского посольства, Христина разрыдалась. Чтобы почтить память своего «великого учителя» и показать потомству, что она умела ценить Декарта, она приняла решение похоронить его среди высших сановников государства, у ног королей Швеции, и воздвигнуть на его могиле мраморный мавзолей. Шаню убедил королеву не приводить этого плана в исполнение. Он рассуждал правильно, думая, что для покойного Декарта будет более подходящей простая могила на кладбище иностранцев, чем царственно пышная гробница в усыпальнице королей. Погребение состоялось 12 февраля 1650 года. Простой памятник указывал место, надпись, сделанная рукой друга, возвещала, что здесь покоится Декарт, которого королева Швеции призвала из его философского уединения к своему двору и которому Шаню поставил этот памятник./;
  • Декарт написал много произведений, все они вошли в сокровищницу мировой мысли:

    «Правила для руководства ума» (1628 — 1629):
    /Это первое философское произведение Декарта осталось неокончен?ным и было опубликовано много лет спустя после смерти автора./;
    «Мироздание, или Трактат о свете» (1633):
    /Это сочинение, в виде небольшого очерка космологии Декарта под названием «Мир, или Трактат о свете», пришло к читателю только в 1644 году, то есть через 14 лет после смерти мыслителя. Но очерк этот, увы, не воспроизводит полный, имевшийся у Декарта текст…

    //Декарт в письме к своему другу Мерсенну (осень 1633 г.):
    ♦Я собирался сделать Вам новогодний подарок моим «Миром» и еще каких-нибудь две недели тому назад твердо намеревался послать, по крайней мере, часть его, если не успею переписать за это время всего. Но на днях я справился в Лейдене и Амстердаме, нет ли там сочинения Галилея о системе мира, так как мне каза?лось, что оно опубликовано в Италии в прошлом году; и мне сообщили, что оно действительно было отпечатано, но все экзем?пляры немедленно сожжены в Риме, а сам Галилей приговорен к покаянию. Это меня настолько потрясло, что я чуть не решил сжечь все мои бумаги или, по крайней мере, не показывать их ни одному человеку… я ни за что не хочу издавать сочинения, в котором са?мое малейшее слово могло бы не понравиться церкви; поэтому я лучше скрою его, чем выпущу в искаженном виде.
    ♦Я  хорошо понимаю, что заключение инквизиции еще не догма, для этого должен собраться собор, но я не настолько влюблен в свои мысли, чтобы для их защиты прибегать к столь исключи?тельному средству. ♦// /;
    «Диоптрика» (1637);
    «Метеоры» (1637);
    «Геометрия» (1637);
    «Рассуждение о методе» (1637);
    «Размышление о первой философии» (1641) — главное философское произведение Декарта:
    /Французское издание этого трактата вышло под заголовком «Ме?тафизические размышления» (1647)./;
    «Начала философии» (1644);
    «О страдательных состояниях души» (1649):
    /Трактат возник в результате переписки с находящейся в Голлан?дии дочерью чешского короля принцессой Елизаветой./.

 

     
     
     

Присылайте на Админ@Декарт.ru материалы и интерессные сататьи о Декарте.
Copyright © 2007 www.Descartes.ru
Last modified: Juny 20, 2007